Статья 10 Пакта - Статья 1 Пакта 1 10 3


^ Статья 10 Пакта


328. Правовая система бывшей югославской Республики Македонии гарантирует защиту семьи в соответствии со статьй 40 Конституции, которая гласит: "Государство обеспечивает особую заботу о семье и ее защиту. Правовые отношения в браке, семье и вне брака регулируются законом. Правом и обязанностью родителей является забота о содержании и воспитании своих детей. Дети должны заботиться о пожилых и нетрудоспособных родителях. Республика обеспечивает особую защиту детей без родителей и детей, лишенных родительской опеки".


329. Все взаимоотношения в вопросах брака и семьи, особой заботы о семье, разрыв взаимоотношений и насилия в браке и внутри семьи, усыновления/удочерения, опеки, алиментов и процедуры рассмотрения в судах споров, касающихся семьи и брака, регулируются Законом о семье.


330. Бывшая югославская Республика Македония гарантирует защиту в случае разрыва отношений и насилия в браке и семье. Статья 33 а) поправок и добавлений к Закону о семье запрещает подобное насилие в любой форме. Закон запрещает любой вид насилия в отношениях между членами семьи независимо от пола и возраста. Нарушителем и жертвой насилия может быть любой член семьи независимо от возраста или пола. По получении информации о случаях насилия в семье Центр социальной деятельности по собственной инициативе или по просьбе члена семьи принимает меры для защиты семьи и жертв насилия в семье в зависимости от того, обладает ли это лицо дееспособностью или нет. По просьбе Центра социальной деятельности суд может вынести постановление о принятии временных мер в отношении лица, виновного в совершении насилия в семье, с максимальным сроком действия на один год.


331. Семья представляет собой сообщество родителей и детей и других состоящих в родстве лиц, которые проживают в одном домашнем хозяйстве. Формирование семьи происходит в момент рождения детей или их усыновления/удочерения.


332. На государстве лежит ответственность за обеспечение особой заботы о семье и ее защиты; из этого следует, что все государственные органы, организации и учреждения обязаны принимать меры, направленные на то, чтобы защитить семью как сообщество родителей, детей и других состоящих в родстве лиц, основанное на гуманных взаимоотношениях, взаимной помощи, уважении и гармонии, предупреждать и искоренять различные формы нарушения нормальных отношений в семье, а также факторы, угрожающие ее стабильности и безопасности.


333. Специальная защита семьи может принимать различные формы. Например, практикуется институт опекунства, в рамках которого государство обеспечивает защиту детей, потерявших родителей, подростков, лишенных родительской опеки, и пожилых граждан, частично или полностью утративших дееспособность. Еще одной формой защиты является пенсионное обеспечение членов семьи. Кроме того, существуют и другие формы специальной защиты семьи, осуществляемые путем проведения государством целого ряда организованных мероприятий с целью предотвращения и преодоления основных социальных рисков, с которыми сталкиваются граждане (болезни, травмы, утрата трудоспособности, старость, риски, связанные с материнством и созданием семьи, опасность безработицы и плохой профессиональной адаптированности, а также риски, связанные с пониженной адаптируемостью к социальной среде).


334. Права, связанные с социальной защитой, и их осуществление регулируются ^ Законом о социальной защите, в котором предусматриваются различные меры социальной защиты семьи и ее членов, такие как социальная профилактика, т.е. мероприятия по профилактике социальных рисков семьи, в первую очередь консультативно, - просветительские услуги, развитие навыков самопомощи, добровольчество и аналогичные формы работы; внеинституциональная защита семьи - оказание профессиональной помощи членам семьи по преодолению брачных и семейных конфликтов, в первую очередь в отношениях между родителями и детьми, и создание для семей возможности выполнять свои повседневные функции. Внеинституциональная защита предоставляется центрами повседневной помощи и центрами временного размещения и ухода за престарелыми, лицами с физическими или умственными недостатками, беспризорными детьми, бездомными лицами, жертвами насилия в семье, лицами, злоупотребляющими алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами, она также принимает форму помещения лиц в приемные семьи. Институциональная защита охватывает: право на получение профессиональной подготовки с целью освоения навыков, необходимых для работы и продуктивной деятельности; право на проживание в учреждениях социальной защиты; право на социальную помощь, которая предоставляется в форме постоянного денежного пособия лицам, лишенным трудоспособности, и социально незащищенным лицам; право на социальную защиту квалифицированных специалистов, лишенных такой защиты; денежную дотацию на уход и помощь со стороны третьего лица; право на медицинский уход; компенсационную надбавку к заработной плате при неполной рабочей неделе в связи с уходом за ребенком с инвалидностью; одноразовое денежное пособие и помощь натурой и право на жилье.


335. Помимо мер социальной защиты и социальной безопасности, предусмотренных Законом о социальной защите, согласно статье 5 этого Закона в число принимаемых государством мер по предупреждению социальных рисков входят, в частности, меры в области налоговой политики, политики в области занятости и стипендий, жилья, здравоохранения, образования и воспитательной работы.


336. Семья пользуется также защитой со стороны уголовного законодательства. В Уголовном кодексе содержится отдельная глава "Преступления против брака, семьи и молодежи", которой охватываются следующие преступления: двубрачие (статья 195), пособничество незаконному браку (статья 196), внебрачное проживание с несовершеннолетним лицом (статья 197), похищение несовершеннолетнего лица (статья 198), подмена семейного положения (статья 199), оставление беззащитного ребенка (статья 200), лишение внимания и жестокое обращение с несовершеннолетним (статья 201), уклонение от алиментов (статья 202), пренебрежение семейными обязанностями (статья 203), продажа алкогольных напитков несовершеннолетним (статья 204).


337. Равенство мужчин и женщин в браке и семье подробно прописано в ряде положений Закона о семье. Согласно статье 3 этого Закона, в основе семейных отношений лежат равенство, взаимное уважение, взаимопомощь и сосуществование, а также защита интересов несовершеннолетних детей.


338. Равенство мужчин и женщин предусматривается и в отношении детей. Согласно статье 8 Закона, родители обладают равными правами и обязанностями в отношении своих детей. Родители в равной степени обладают родительскими правами, которые они осуществляют совместно на основе консенсуса. Если один из родителей скончался, не известен, лишен родительских прав или не имеет возможности их осуществлять по другим причинам, то второй родитель берет на себя осуществление родительских прав.


339. Условия заключения и признание законности брака регулируются статьей 15 Закона о семье, согласно которой в брак могут вступать два разнополых лица брачного возраста по их желанию, свободно выраженному перед компетентным органом в форме, определяемой законом. Условием вступления в брак является достижение брачного возраста, который согласно законодательству бывшей югославской Республики Македонии составляет 18 лет. Однако, согласно пункту 2 статьи 16 Закона о семье, компетентный суд может во внесудебном порядке разрешить вступление в брак лица в возрасте 16 лет, если установит, что это лицо достигло физической и психической зрелости для выполнения прав и обязанностей, связанных с браком; такая готовность определяется на основе освидетельствования медицинским учреждением и профессионального заключения со стороны центра социальной деятельности.


340. Другим препятствием для вступления в брак, помимо несовершеннолетия, служит наличие прерванного брака. В частности, в соответствии со статьей 17 Закона о семье лицо не может вступить в новый брак до тех пор, пока его предыдущий брак не будет расторгнут в должной форме. Кроме того, в брак не могут вступать лица с явными признаками умственного расстройства, симптомами психических заболеваний или остаточными признаками болезни, которые не могут осознать значение брака и вытекающих из него обязательств и не способны здраво мыслить. Умственно отсталые, относящиеся к группе лиц с серьезным и очень серьезным отставанием в умственном развитии (коэффициент умственного развития ниже 36), не могут вступать в брак. Лица с умеренными психическими нарушениями или лица с серьезными наследственными заболеваниями могут вступать в брак после освидетельствования генетической наследственности Институтом психического здоровья детей и подростков или иным компетентным учреждением, занимающимся генетическими исследованиями.


341. Близким родственникам также запрещается вступать в брак друг с другом. Родственники, состоящие в кровном родстве первой степени (бабушка, дедушка, мать, отец, внуки или родные братья и сестры), не могут вступать в брак; в брак не могут вступать также родственники, состоящие в кровном родстве второй степени (такие, как двоюродные братья и сестры).


342. Заключение брачного союза происходит в присутствии представителей государственного ведомства, отвечающего за регистрацию брака. Сотрудник бюро записи актов гражданского состояния обязан определить отсутствие правовых препятствий для заключения брака, и, установив, что закон не разрешает заключение данного брака, принимает решение отказать лицам в праве на вступление в брак.


343. Брак, заключенный в форме религиозной церемонии, не имеет юридической силы (статья 30 Закона о семье).


344. В статье 40 Конституции предусматривается, что государство обеспечивает особую заботу о семье и ее защиту. Следует подчеркнуть, что защита семьи обеспечивается в различной форме и манере, и среди наиболее важных следует назвать: пенсионное обеспечение членов семьи, право на медицинское страхование, право на защиту детей в форме дотации на ребенка, специальных дотаций, помощи натурой – оборудованием для новорожденных и участия в покрытии расходов на воспитание, право на наследование и право на жилье при определенных условиях.


345. Социальная защита семьи обеспечивается также через различные учреждения, ведающие уходом за детьми, размещением и образованием детей, а также через другие формы организованной помощи семье и создание более благоприятных условий для ведения домашнего хозяйства.


346. В целях оказания надлежащей помощи родителям в выполнении их родительских прав государство обеспечивает особую заботу о матерях, сиротах или детях, лишенных родительской заботы, и их защиту. Гарантированные права на медицинский уход, социальную защиту и социальное страхование осуществляются на основе принципов социальной справедливости и солидарности.


347. Согласно статье 14 Закона о семье, вопросы, связанные с особой защитой и помощью семье в плане усыновления/удочерения и опекунства в рамках этого Закона, решаются на уровне Центра социальной деятельности, где применяются методы профессионального консультирования силами междисциплинарной группы специалистов.


348. Профессиональные мероприятия, связанные с усыновлением/удочерением, входят в компетенцию Центра социальной деятельности, при этом директивным органом в этих вопросах выступает Комиссия по усыновлению/удочерению при министерстве труда и социальной политики.


349. ^ Закон о трудовых отношениях предусматривает специальную защиту женщин. В этой связи согласно статье 58 работницы имеют право на девятимесячный непрерывный отпуск по беременности, родам и уходу за новорожденным, а в случае многоплодных родов – на годичный отпуск.


350. На основании рекомендаций соответствующего органа здравоохранения работницы могут выходить в отпуск по беременности и родам за 45 дней до ожидаемых родов, причем все женщины в обязательном порядке получают отпуск за 28 дней до ожидаемых родов. Согласно статье 60, если роды заканчиваются мертворождением или если ребенок умирает до окончания такого отпуска, работницы имеют право оставаться в отпуске по беременности и родам, который согласно заключению врача необходим для восстановления их здоровья после родов или для преодоления последствий психологической травмы, вызванной потерей ребенка; причем минимальная продолжительность такого периода составляет 45 дней. Во время отпуска на таких основаниях работницы имеют те же права, что и в случае отпуска по беременности и родам.


351. Согласно статье 61, работницы, ожидающие ребенка или имеющие ребенка в возрасте до двух лет, не могут работать сверхурочно или в ночное время. Им нельзя поручать рабочие операции, имеющие вредные последствия для их здоровья.


352. Согласно статье 58, работницы имеют право на девятимесячный непрерывный отпуск в случае рождения одного ребенка и годичный непрерывный отпуск в случае многоплодных родов.


353. Работницы, усыновившие/удочерившие ребенка, имеют право на отпуск по беременности и родам до достижения ребенком возраста девяти месяцев, а в случае усыновления/удочерения двух или более детей - право на годичный отпуск.


354. Работницы, усыновившие/удочерившие ребенка, уже достигшего возраста девяти месяцев, но не старше пяти лет, имеют право на трехмесячный отпуск.


355. Родители-одиночки ребенка в возрасте младше семи лет или ребенка, страдающего тяжелой формой инвалидности, могут привлекаться к работе сверхурочно или в ночные часы только с их письменного согласия.


356. Согласно статье 62 Закона о трудовых отношениях и статье 33 Закона о социальной защите, один из родителей ребенка с тяжелой формой инвалидности имеет право на сокращенное рабочее время, если оба родителя работают, а в случае родителей-одиночек, по рекомендации компетентного врачебного совета и при условии, что ребенок не помещен в медицинское учреждение.


357. При нахождении в отпуске по беременности и родам мать имеет право на компенсацию заработной платы в размере 100%.


358. Согласно статье 17 ^ Закона о здравоохранении, граждане, не имеющие право на страхование, на основе принципа взаимности и солидарности получают право на медицинский уход или, специально применительно к женщинам, медицинский уход в связи с беременностью, родами, кормлением новорожденного и предупреждением беременности.


359. Согласно статье 32 ^ Закона о социальной защите, получатели постоянного денежного пособия, лица, проживающие в приемной семье или в учреждении социальной защиты, и получатели дотации на помощь и уход со стороны третьего лица имеют право на медицинский уход, если они не могут быть застрахованы на других основаниях.


360. Согласно правовой системе бывшей югославской Республики Македонии, все лица младше 18 лет имеют статус ребенка. По достижении 18 лет лицо становится совершеннолетним и полностью дееспособным.


361. Согласно статье 40 Конституции, забота о содержании и воспитании своих детей является правом и обязанностью родителей, при этом предусмотрена особая защита сирот и детей, лишенных родительской опеки.


362. Принцип действия в первую очередь в интересах детей прописан в статье 42 Конституции, согласно которой государство особо защищает матерей, детей и несовершеннолетних. На работу нельзя принимать подростков младше 15 лет. В случае трудоустройства несовершеннолетних они имеют право на особую защиту на рабочем месте. Несовершеннолетние не могут направляться на участки, работа на которых вредна для их здоровья и нравственности. Согласно Закону о трудовых отношениях, работник моложе 18 лет имеет право на ежегодный отпуск согласно критериям и условиям, действующим при определении продолжительности ежегодного отпуска для других работников, плюс на дополнительный отпуск продолжительностью в семь рабочих дней. Работник младше 18 лет не может работать сверхурочно, а в промышленности, строительстве и на транспорте несовершеннолетнее лицо не может работать в ночную смену с 10 часов вечера до 6 часов утра. Законом о трудовых отношениях предусматривается штраф в размере 500-100 средних месячных окладов в отношении работодателей, которые нарушают положение об особой защите работников в возрасте младше 18 лет.


363. Уголовный кодекс предусматривает наказание за нарушение прав наемного работника, в том числе права на получение работы, регламентацию рабочего дня, права на отпуск, защиту несовершеннолетних работников и запрет на сверхурочную и ночную работу.


364. Дети пользуются защитой в рамках системы организованных мер и мероприятий государства по заботе о детях и их защите в соответствии с Законом о защите детей ("Официальный вестник" бывшей югославской Республики Македонии № 98/2000, 17/2003 и 65/2004) и согласно соответствующим подзаконным актам.


365. Защита детей представляет собой организованную деятельность, в основе которой лежат права ребенка и права и обязанности родителей и государства в отношении планирования размера семьи, обеспечения условий и уровня жизни, соответствующего физическому, умственному, эмоциональному, моральному и социальному развитию детей. Кроме того, государство обязано создавать условия для реализации гуманной демографической политики, оказывать надлежащую материальную помощь родителям в пределах имеющихся у государства возможностей для обеспечения прожиточного минимума, воспитания, ухода за детьми и их защиты и организации и обеспечения развития учреждений и служб защиты детей.


366. Ребенком по смыслу этого Закона является лицо в возрасте младше 18 лет, кроме того, лицо с отставанием в физическом и умственном развитии считается в правовом плане ребенком до достижения возраста 26 лет. В порядке исключения в контексте осуществления права на получение пособия на ребенка лицо в возрасте старше 18 лет, если оно является очным студентом, также считается ребенком.


367. В соответствии со статьей 9 Закона о защите ребенка запрещается какое бы то ни было жестокое моральное или физическое обращение с детьми, наказания или иное бесчеловечное обращение с детьми или нарушение прав детей, а также вовлечение детей в деятельность политических или религиозных организаций, равно как и сама такая деятельность в нарушение прав детей в интересах политических или религиозных организаций или мероприятий. В статье 129 предусматривается штраф за любой проступок, допущенный лицом, которое организует детей и нарушает их права для целей политических или религиозных организаций или мероприятий, или лицом, которое подвергает детей жестокому моральному или физическому обращению, наказанию или иным образом бесчеловечно обращается с детьми или нарушает их права.


368. Защита ребенка отвечает интересам государства и осуществляется путем обеспечения соблюдения соответствующих прав (детское пособие, специальное пособие, помощь в приобретении вещей, необходимых для ухода за новорожденным, или участие в покрытии расходов по такому уходу) и через различные формы защиты детей (забота о детях и образование детей дошкольного возраста, организация каникул и досуга детей и иные формы защиты детей).


^ Права ребенка на защиту


369. Государство обеспечивает соблюдение прав ребенка на защиту в соответствии с условиями, изложенными в Законе о защите ребенка. Предусматривается также возможность участия в этих мероприятиях муниципалитетов, муниципалитета города Скопье и самого города Скопье для обеспечения соблюдения широкого круга прав при условии выделения ими средств на эти цели из собственных источников.


370. ^ Детское пособие предоставляется в форме финансовой компенсации на покрытие части расходов по уходу за ребенком и обеспечению его развития.


371. Право на получение детского пособия имеет один из родителей, если он работает, является получателем пенсии или постоянного денежного пособия, является безработным и получает финансовое пособие по безработице, является фермером и платит подоходный налог с сельскохозяйственной деятельности, как единственного рода занятия, является ремесленником, занятым народным или популярным промыслом, является гражданином государства и постоянно проживает в стране; пособие выплачивается на гражданина государства и ребенка, являющегося очным учащимся. В соответствии с Законом о защите ребенка правом на получение детского пособия может воспользоваться и иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории страны.


372. Детское пособие выплачивается в зависимости от возраста ребенка и материального положения семьи.


373. Один из родителей или опекунов ребенка имеет право на получение детского пособия до достижения ребенком возраста 18 лет, если ребенок является очным учащимся. Право на получение детского пособия также предоставляется одному из родителей ребенка с инвалидностью, который в силу своей болезни не посещает школу вообще и на постоянной основе или свыше одного года, до достижения возраста 18 лет.

374. Родители имеют право на получение детского пособия в отношении всех детей, которые находятся на его иждивении: детей, рожденных в браке или вне брака, усыновленных/удочеренных детей, племянников, внуков, родных братьев и сестер и других детей, находящихся на их иждивении.


375. В отношении детей, принятых кем-либо на иждивение, такое лицо может получать детское пособие даже при наличии у ребенка своих родителей, при условии, что они утратили работоспособность полностью или на постоянной основе; отбывают тюремный срок; лишены родительских прав или являются очными студентами.


376. В отношении детей, заботу о которых взяло на себя какое-либо лицо, детское пособие может выплачиваться только в тех случаях, когда родители и дети не владеют недвижимостью или доходами от нее, которые могли бы пойти на содержание детей.


377. Детское пособие может выплачиваться в отношении ребенка, лишенного родительской опеки и проживающего в приемной семье.


378. Материальное положение семьи определяется исходя из суммарного дохода и активов, приобретенных семьей в предыдущем году, и в зависимости от числа членов семьи.


379. Верхний предел суммы среднемесячного дохода и помощи на члена семьи для целей получения дотации на ребенка составляет 16% от средней заработной платы по стране в первом полугодии предыдущего года, а для родителей-одиночек   32% от средней заработной платы по стране в первом полугодии предыдущего года4.


380. Детское пособие имеет следующую структуру: для детей в возрасте до 15 лет включительно или до тех пор, пока ребенок постоянно учится в начальной школе, - 4,60% от средней заработной платы в стране в первом полугодии предыдущего года; для детей в возрасте от 15 до 18 лет, или до тех пор пока ребенок является очным учащимся средней школы, - 7,30% от средней заработной платы в стране в первом полугодии предыдущего года.


381. Независимо от числа детей в семье суммарный объем месячной дотации на детей составляет для имеющего на это право родителя 1 800 денаров.


382. ^ Специальное пособие предоставляется в виде финансового пособия на детей с особыми потребностями, т.е. детей, страдающих нарушениями физического и психического развития, вплоть до достижения ими 26-летнего возраста.

383. Ребенком с особыми медицинскими потребностями считается ребенок, страдающий серьезными тяжелыми и крайне тяжелыми нарушениями физического развития; умеренной, тяжелой и крайне тяжелой умственной неполноценностью; наиболее тяжелыми формами хронических заболеваний; предельно высокой степенью нарушений зрения, слуха или речи, либо ребенок, одновременно страдающий несколькими видами нарушений - комбинированным нарушением развития.


384. Право на получение такого пособия предоставляется родителям или опекунам ребенка, если родители или опекуны, а также дети постоянно проживают в стране и если ребенок является гражданином бывшей югославской Республики Македонии, независимо от материального положения семьи, количества детей в семье и независимо от того, посещает ли такой ребенок школу.


385. Помимо права на специальное пособие родителям может также предоставляться право на получение детского пособия, если они соответствуют условиям для приобретения такого права, предусмотренным в Законе о защите детей.


386. Размер специального пособия составляет 27% от средней заработной платы по стране за первую половину предыдущего года.


387. Право получения помощи на содержание новорожденного предоставляется в связи с первым родившимся ребенком в качестве финансового пособия, которое является одноразовым семейным пособием (в соответствии с поправками к Закону о защите детей, принятыми в сентябре 2004 года; до этого помощь предоставлялась в натуральном выражении).


388. Этим правом может воспользоваться любой из родителей, являющийся гражданином страны и постоянно проживающий в стране, в связи с рождением ребенка на территории бывшей югославской Республики Македонии.


389. Право на получение такого пособия не зависит от материального положения и выплачивается на каждого первого родившегося ребенка, независимо от того, является ли такой ребенок родившимся в браке или вне его, и предоставляется по месту жительства матери.


390. Размер пособия на приобретение вещей, необходимых новорожденному ребенку, составляет 25% от средней заработной платы по стране за первую половину предыдущего года.


391. Процедура и порядок осуществления прав, предусмотренных в целях защиты детей, и размеры предоставляемой помощи регулируются Законом о защите детей и Постановлением о способах, критериях и порядке осуществления прав на защиту детей ("Официальный вестник" бывшей югославской Республики Македонии № 39/2003 и 70/2004).


392. Обеспечением прав на защиту детей (детское пособие, специальное пособие и пособие на приобретение вещей, необходимых новорожденному) в первую очередь занимается центр социальной деятельности, отвечающий за тот район, где проживает лицо, обратившееся за помощью; при обжаловании решений центра социальной деятельности решения по заявлениям принимаются министром.


^ Число семей и детей, получивших пособия в соответствии с правами на защиту детей, 2003 и 2004 годы





Детское пособие

Специальное пособие

Пособие на приобретение вещей, необходимых новорожденному ребенку

Всего

2003













Семьи

28 220

3 522

8 265

40 007

Дети

52 633

3 602

8 294

64 529

2004













Семьи

21 247

3 983

8 860

33 090

Дети

40 165

4 134

9 000

53 299



^ Виды защиты детей


а) Уход за детьми дошкольного возраста и их воспитание


393. В соответствии с Законом о защите детей уход за детьми и их воспитание является одним из видов защиты детей, который касается размещения, содержания, ухода, питания, образования, воспитания, спорта, отдыха, культурных и развлекательных мероприятий, действий и мер по укреплению и поддержанию здоровья, а также поощрению психического, эмоционального, физического, интеллектуального и социального развития детей вплоть до их зачисления в семилетнем возрасте в начальную школу.


394. Уход за детьми дошкольного возраста и их воспитание является вопросом государственной важности, и в соответствии с Законом о защите детей они могут быть организованы и реализованы в детских учреждениях, детских садах (частных и государственных). В этой связи Закон предоставляет возможность физическим и юридическим лицам заниматься определенной деятельностью в области ухода за детьми и их воспитания при соблюдении надлежащих условий и в порядке, установленном в Законе (физические лица могут профессионально заниматься деятельностью, связанной с организацией размещения, ухода и питания до трех детей дошкольного возраста на период не менее двух часов в день, а также деятельностью, связанной с предоставлением ухода, размещения и питания детям с физическими или психическими нарушениями развития - до трех детей моложе десяти лет в течение не менее двух часов в день - в соответствии с подпунктами b) и с) статьи 59 принятого в сентябре 2004 года Закона о поправках и дополнениях к Закону о защите детей. Кроме того, учреждения, предоставляющие услуги по уходу за детьми дошкольного возраста, если они являются юридическими лицами, занесенными в судебный регистр, могут осуществлять определенные виды деятельности в данной области, такие как услуги по уходу за детьми дошкольного возраста по вызову (подпункт d) статьи 59)).


395. В соответствии с Законом о поправках и дополнениях к Закону о защите детей организация и реализация услуг по уходу за детьми дошкольного возраста и их воспитанию осуществляется в государственных детских учреждениях, созданных муниципальными советами в качестве государственных детских садов.


396. Детские сады осуществляют свою деятельность в соответствии с конкретными планами и программами.


397. Детский сад обязан предоставить родителям информацию о программах, которые он будет выполнять, о целях и содержании программ и о методах работы.


398. Родители имеют право выбирать для своих детей программы по уходу и воспитанию в детском саду. Кроме того, они также уполномочены участвовать в управлении детским садом через своих представителей, избираемых в родительский комитет.


399. Государственные детские сады организуют процесс ухода за детьми с различными нарушениями психического и физического развития и их воспитание с учетом вида и степени нарушения.


400. Закон о защите детей предусматривает, что государственные детские сады должны учитывать социальное и экономическое положение семьи и принимать на воспитание детей с нарушениями развития.


401. В соответствии с этим Законом для детей, не охваченных системой ухода и воспитания в детских садах, могут быть организованы другие упрощенные виды внеучрежденческого ухода и воспитания.

402. Если вблизи от места жительства не имеется государственного детского сада либо все места в детском саду заполнены, а родители желают зачислить определенное количество детей в детский сад, то в соответствии с нормами и положениями о функционировании детского сада ему может быть позволено образовать дополнительную группу и организовать свою деятельность в другом помещении.


403. Иногда государственные детские сады могут организовать предоставление ухода сотрудниками детского сада за детьми по месту их жительства либо организовать предоставление ухода другими специалистами.


404. Закон предусматривает возможность организации на базе детского сада службы консультаций для детей и родителей в составе соответствующих специалистов, которые консультируют родителей по вопросам правильного развития детей и предоставляют помощь детям, в частности, в связи с их надлежащей социализацией.


405. Детский сад может организовывать другие учрежденческие мероприятия с целью удовлетворения конкретных интересов и запросов детей.


406. Осуществляемые мероприятия являются частью Программы деятельности.


407. В соответствии с установленным расписанием предоставления услуг по уходу и воспитанию детские сады реализуют следующие программы: программу дневного ухода, программу частичного дневного ухода, краткосрочные программы, экспериментальные программы, внеучрежденческие виды деятельности, рассчитанные на детей.


408. Продолжительность краткосрочных программ составляет от 240 до 600 часов ежегодно, и они рассчитаны на детей из отдаленных или неблагополучных с демографической точки зрения районов в возрасте от трех лет и до достижения школьного возраста и состоят в предоставлении услуг по уходу и воспитанию с кормлением или без него. Такие программы также охватывают детей, находящихся на длительном стационарном лечении.


409. Внеучрежденческие мероприятия представляют собой короткие трехчасовые ежедневные ознакомительные программы, включающие в себя обычные и ролевые игры, креативные занятия, ознакомление детей с произведениями культуры и искусства, а также спортивные мероприятия. Такие программы предназначены для детей от трех лет и до достижения ими школьного возраста и организуются на базе государственных детских садов по соответствующим запросам.


410. Экспериментальные программы опираются на особые педагогические принципы и реализуются в государственных детских садах после их одобрения.


411. Детские сады могут осуществлять программы продленного пребывания детей, соответствующие графику работы родителей.


412. Для ухода за детьми дошкольного возраста и их воспитания создана сеть из 184 детских центров, объединенных в 51 государственное учреждение дошкольного детского воспитания в стране, которые рассчитаны приблизительно на 25 000 детей, что обеспечивает 11-процентный охват детей в возрасте до семи лет. С 1 сентября 2005 года такие учреждения будут предназначены для детей в возрасте до шести лет, поскольку дети в возрасте шести лет и старше будут охвачены программами подготовки к начальной школе, которые будут осуществляться в системе государственных учреждений для детей дошкольного возраста, уполномоченных правительством в соответствии с новым территориальным делением страны на основе стандартов и норм, предусмотренных для осуществления такой деятельности.


413. Деятельностью по предоставлению ухода и воспитания в государственных детских садах занимаются приблизительно 3 300 работников. В соответствии с Законом и в зависимости от конкретных потребностей в их состав входят медицинские сестры, воспитатели детских садов, помощники специалистов (старшая медицинская сестра, социальный работник), преподаватели музыки, рисования, эксперты-специалисты (педагоги, психологи, социальные работники, врачи, учителя специализированного образования), а также прочий персонал, например повара, кухарки, административные служащие.


Год

Всего

Ясли

Детские сады

Детские сады, работающие по сокращенным программам

Внеучрежденческие и другие виды предоставления ухода и воспитания




Группы

Число детей

Группы

Число детей

Группы

Число детей

Группы

Число детей

Группы

Число детей

2003

1 213

218 412

291

2 688

723

15 318

181

3 505

18

330

2004

1 208

21 378

283

2 819

731

14 944

164

3 248

30

378


b) Каникулы и детский отдых


414. Каникулы и детский отдых являются одним из видов защиты детей и организуются в форме совместного проживания, активного отдыха, приобщения детей к жизни в обществе, образовательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и других мероприятий, предназначенных для детей в возрасте от 5 до 18 лет с целью содействия умственному и физическом развитию детей и приобретению ими навыков общения, уважения различий, совместного труда, способности к восприятию себя и других и ориентации в пространстве.


415. Организация каникул и детского отдыха в стране осуществляется на базе существующей системы учреждений, располагающих коечным фондом, рассчитанным на 6 000 мест в одну смену.


416. Детские лагеря предоставляют возможности для проведения зимних и летних каникул, внешкольных занятий и других программ, таких, как экскурсии, туристические мероприятия, походы, краткосрочные интенсивные курсы обучения, занятия в школе катания на мини-лыжах, ролевые занятия по охране окружающей среды, приготовление пищи; при этом поправками к Закону предусмотрено использование таких лагерей в качестве открытых курортов и предоставление ими других услуг в те периоды, когда они не используются для вышеперечисленного обслуживания детей.


417. В соответствии с "Нормами оснащения и оборудования детских лагерей отдыха" было построено и оборудовано 26 объектов для организации каникул и отдыха детей, которые отвечают санитарным и техническим условиям, предусмотренным для размещения, отдыха и досуга детей.


418. Дети имеют возможность в организованном порядке проводить каникулы и отдыхать в пяти государственных учреждениях и 11 центрах.


419. Закон о защите детей предусматривает создание государственных/муниципальных и частных детских лагерей, детских лагерей города Скопье и государственных детских лагерей.


420. После принятия Закона о поправках и дополнениях к Закону о защите детей была отменена организация каникул и отдыха в сезонных детских лагерях, которые являлись организационными подразделениями министерства труда и социальной политики. Вместо этого ожидается, что существующие государственные объекты для отдыха будут приватизированы. В соответствии с поправками к указанному закону имеющиеся государственные детские лагеря продолжат свое существование в качестве созданных правительством государственных учреждений вплоть до завершения их преобразования.


^ Прочие вопросы


421. Бывшая югославская Республика Македония ратифицировала Конвенцию о правах ребенка и Конвенцию о гражданских аспектах международного похищения детей. Таким образом, права ребенка обеспечиваются в соответствии с этими конвенциями.


422. В соответствии со статьей 16 Закона о социальной защите лица, лишенные надлежащих жизненных условий в своей собственной семье либо вынужденные в силу каких-либо иных обстоятельств быть переданными на воспитание в другую семью, в условиях невозможности применения других форм социальной защиты, имеют право быть переданными на воспитание в приемную семью.


423. Право передачи на воспитание в приемную семью предоставляется сиротам или детям, лишенным родительской опеки, вплоть до обретения ими готовности к самостоятельной жизни и рабочей деятельности или по крайней мере до завершения среднего образования, если отсутствуют другие возможности для предоставления ухода и воспитания. В соответствии со статьей 19 Закона о социальной защите право на размещение в учреждениях социальной защиты имеют следующие лица:


- сироты или дети, лишенные родительской опеки, вплоть до обретения ими готовности к самостоятельной жизни и рабочей деятельности или по крайней мере до завершения среднего образования, если отсутствуют другие возможности для предоставления ухода и воспитания;


- дети с воспитательными и социальными проблемами (дети, лишенные родительской опеки, дети, подвергшиеся жестокому обращению, и социально незащищенные дети);


- дети с деструктивным поведением;


- беременные женщины за месяц до родов, а также родители-одиночки, имеющие ребенка в возрасте до трех месяцев;


- дети с умеренными и серьезными нарушениями психического развития, институционализированные с целью приобретения навыков продуктивной деятельности, дети с наиболее тяжелыми нарушениями психического развития, физически недееспособные лица, нуждающиеся в постоянном содержании и уходе.


424. Дети, упомянутые в пунктах 1, 2 и 3 статьи 19, могут быть размещены в школах-интернатах или в других учреждениях, которые, по мнению Центра социальной деятельности, имеют возможности для предоставления ухода, образования и обеспечения нормального развития детям.


425. К числу прочих мер, принимаемых государством помимо принятия соответствующих законов, регулирующих права детей, относится Программа защиты беспризорных детей, проводимая в сотрудничестве с Институтом открытого общества, которая охватывает детей, подвергшихся экономической эксплуатации, физической эксплуатации и детей, занимающихся попрошайничеством.


426. Намеченная деятельность будет проводиться в сотрудничестве с существующими учреждениями и программами, занимающимися профилактическими мерами и вопросами психического здоровья детей, особенно с центрами социальной деятельности, детскими больницами, психиатрическими лечебницами, детскими кризисными центрами, службами оказания экстренной помощи детям и другими НПО, участвующими в решении проблем детей.


427. Будут также проводиться семинары для работающего с такими лицами персонала, а именно: с социальными работниками, наставниками, психологами, учителями и медицинскими работниками.


^ Статья 11 Пакта


428. Контроль и анализ уровня жизни в бывшей югославской Республике Македонии производится на основе доли личного потребления населения в составе структуры расходов валового внутреннего продукта (ВВП)5. В данном контексте личное потребление определяется на основе метода доходов (баланс доходов и расходов населения), а также метода расходов в соответствии с Обследованием потребления домашних хозяйств.


429. В 2003 году ВВП в бывшей югославской Республике Македонии составил в номинальном выражении 251 486 млн. денаров. Номинальный рост в 2002 году составил 3,1%, а реальный - 2,8%.


430. Добавленная стоимость в оптовой и розничной торговле и секторе ремонта автомобилей, мотоциклов и бытовой техники в номинальном выражении возросла на 3,1%, сохранив тот же удельный вес в ВВП (11,2%), что и в 2002 году. Относительно более высокий рост добавленной стоимости по сравнению с 2002 годом был зарегистрирован в следующих секторах: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (17%), электро-, газо- и водоснабжение (28,8%), строительство (13,8%), содержание гостиниц и ресторанов (13,8%). Самая высокая доля ВВП приходится на обрабатывающую промышленность (15,8%), при одновременном росте добавочной стоимости в данном секторе на 4,6% по сравнению с 2002 годом.


431. Конечное потребление составляет крупнейшую долю (97%) в структуре расходов ВВП, при номинальном росте, однако, в размере 0,4% в результате низкого роста конечного потребления домашних хозяйств, включая НКООДХ (2%) и снижение уровня конечных государственных расходов по сравнению с 2002 годом на 4,8%.


432. Объем экспорта товаров и услуг в 2003 году увеличился по сравнению с 2002 годом и составил 37,9% от ВВП в номинальном выражении, что сопровождалось сокращением объема импорта товаров и услуг, доля которого в ВВП сократилась на 2,8%.


433. В 2003 году доля валовых капиталовложений составила 20% ВВП при относительно небольшом увеличении доли инвестиций в основные фонды (16,7%) по сравнению с 2002 годом, когда этот показатель составил 16,6%.


434. Валовой внутренний доход в 2003 году возрос на 3,2%, в то время как чистый приток текущих переводов из-за рубежа превысил уровень предыдущего года на 29,6%. Доля валовых внутренних сбережений в ВВП 2003 года составила 16,7%, что свидетельствует об увеличении на 54,9% по сравнению с 2002 годом.


9860379994997250.html
9860471839065651.html
9860537090759492.html
9860649895185412.html
9860702564056109.html