Стратегия организации - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к ее конкурентам

Стратегия организации - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к ее конкурентам.
^ Стратегия организации - по существу - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Стратегии развития бизнеса называют базисными, или эта­лонными, стратегиями. Они отражают четыре различных подхо­да к росту предприятия.

Все многообразие стратегий, которые используют предприя­тия, является различными модификациями нескольких базовых, каждая из которых эффективна при определенных условиях и со­стоянии среды. Выделяют четыре базовые стратегии:

^ 1. Ограниченный рост.

При этой стратегии цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия (например, инфляцию). Такая стратегия – это самый простой и наименее рискованный путь действий (если положение предприятия устаивает руководство).

2. Рост. В целях – значительное превышение уровня развития предыдущего периода.

Выделяют три основных альтернативы базовой стратегии роста – ускоренный (концентрированный рост), интегрированный рост и диверсифицированный рост.

Ускоренный (концентрированный) рост основан на возможностях эффективного развития на базе концентрации и специализации производства. Целесообразен, когда организация не исчерпала возможности уже освоенной продукции и рынков. Концентрированный рост – наиболее привлекательная альтернатива среди других стратегий роста, потому что она является менее затратной из них. Реализуется через стратегии постоянных улучшений, развития рынка и продуктовых инноваций.

  1. Стратегия постоянных улучшений направлена на защиту и укрепление позиций организации на уже освоенных рынках, целесообразна на растущем или ненасыщенном рынке (ведущее место здесь занимает стратегия маркетинга).

  2. Стратегия развития рынка заключается в поиске новых рынков для уже освоенных товаров (основа - развитие системы сбыта и ноу-хау в области маркетинга)

  3. Стратегия продуктовых инноваций состоит в разработке новых и (или) модификации существующих продуктов для освоенных рынков с целью увеличения объема продаж, в том числе путем стимулирования повторных покупок.

Интегрированный рост. Выделяют две альтернативы интегрированного роста – горизонтальную и вертикальную интеграцию. Горизонтальная интеграция – объединение организаций, входящих в одну отрасль. Вертикальная интеграция – приобретение или усиление контроля над структурами, входящими в технологическую цепочку выпуска продукции до и после производства. Различают стратегию прямой (прогрессивной) вертикальной интеграции и стратегию обратной (регрессивной) вертикальной интеграции. Пример прямой интеграции – компания производит сталь, приобретает компанию, которая будет производить из этой стали емкости. Пример обратной – компания производит автомобили, приобретает фирму-поставщика комплектующих узлов.

Стратегия интегрированного роста характерна для рынков, где сферы влияния уже поделены. Интегрированный рост может осуществляться через различные организационные формы: новые внутриотраслевые структуры, новые хозяйственные образования, создание холдингов, альянсов и т.д.

Диверсифицированный рост. Эта стратегия означает проникновение организации в новые для себя отрасли. Причины применения данной стратегии – стремление покинуть стагнирующий рынок или сокращающуюся отрасль, получение дополнительного финансового результата, распределение рисков между различными видами бизнеса. Существуют различные способы вхождения в новый бизнес (отрасли): приобретение существующей организации (высокая стоимость), создание новой фирмы (входные барьеры) или совместного предприятия (проблема распределения полномочий).

^ 3. Сокращение (или стратегия последнего средства). Характерно установление целей ниже прежнего уровня. Прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не меняют этой тенденции. В рамках сокращения может быть несколько альтернатив:

^ 4. Комбинированная стратегия. Это любое сочетание рассмотренных альтернатив. Этой стратегии придерживаются крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях. То есть организация может продать одно из своих производств (стратегия сокращения), а взамен купить другое (стратегия роста).


148. Организация производства: производственный процесс и принципы его организации, типы, формы и методы организации производства.

Деятельность каждого предприятия базируется на процессе производства, т.е. на процессе превращения ресурсов в готовую продукцию.

^ Производственный процесс – это совокупность взаимосвязанных методов рационального сочетания живого труда со средствами производства, в результате которых создаются материальные блага. Основными элементами производственного процесса являются труд, средства труда и предметы труда.

Процесс изготовления продукции состоит из разнородных частичных производственных процессов:

Основные — это технологические процессы, в ходе которых сырье и материалы превращаются в готовую продукцию, предназначенную для реализации.
Вспомогательные — это процессы, которые обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов и потребляется внутри предприятия для удовлетворения собственных нужд (изготовление и ремонт инструментов и оснастки; ремонт оборудования; обеспечение всеми видами энергий и т.д.).
Обслуживающие — это процессы, связанные с обслуживанием как основных, так и вспомогательных процессов и не создающие продукцию (хранение, транспортировка, тех. контроль и т.д.).

Любой производственный процесс состоит из операций и предполагает наличие рабочих мест. Операция – часть производственного процесса по обработке предмета труда на одном рабочем месте без переналадки оборудования одним рабочим (или бригадой рабочих) при помощи одних и тех же орудий труда. Операции различаются в зависимости от применяемых средств труда: - ручные, - машинно-ручные,
- машинные ,- аппаратурные процессы.

Условием оптимальной организации производственного процесса является его рациональное распределение по рабочим местам и во времени. Основным здесь является понятие производственного цикла, который характеризует календарный период времени, в течение которого предмет труда проходит все операции по превращению в готовую продукцию.

Организация производственного процесса характеризуется упорядочиванием элементов, его составляющих, которое должно проводиться на следующих принципах:

^ Специализация и кооперирование – сосредоточение в подразделениях предприятия однородных видов работ в результате единичного разделения труда и установление взаимных связей между ними для достижения поставленных целей.

Пропорциональность - пропорциональная производительность в единицу времени всех производственных подразделений предприятия (цехов, участков) и отдельных рабочих мест.

Непрерывность – отсутствие остановок в протекании производственного процесса.

Параллельность - одновременное выполнение технологического процесса на всех или некоторых его операциях.

Прямоточность – минимальный путь при прохождении предметов труда от запуска их в производство до выпуска готовой продукции.

Повторяемость – тождественность технологических операций при производстве одинаковой продукции при массовом или серийном производстве.

Гибкость – способность быстро переналаживать оборудование, корректировать действия.

^ Комплексность и системность означают обеспечение тесного взаимодействия всех элементов производственного процесса и их корректировка по ходу выявления отклонений.

Под типом производства понимают комплексную характеристику особенностей организации, техники и экономики производства.

Тип производства определяется следующими факторами:

- номенклатурой выпускаемых изделий;
- объемом выпуска;
- степенью постоянства номенклатуры выпускаемых изделий;
- характером загрузки рабочих мест.

Различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.

^ Единичное производство характеризуется широкой номенклатурой изготовляемых изделий, малым объемом их выпуска, выполнением на каждом рабочем месте весьма разнообразных операций.

^ В серийном производстве изготовляется относительно ограниченная номенклатура изделий (партиями). За одним рабочим местом, как правило, закреплены несколько операций.

^ Массовое производство характеризуется узкой номенклатурой и большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых в течение продолжительного времени на узкоспециализированных рабочих местах.

^ Форма организации производства представляет собой определенное сочетание во времени и в пространстве элементов этого процесса – предметов труда.

Различают организацию производства: с последовательной передачей предметов труда, параллельной, параллельно-последовательной, а также гибкие и блочно-модульные формы организации производства. В ходе последовательной передачи предметы труда передаются на каждую последующую операцию лишь после окончания обработки всей партии деталей на предшествующей операции. Параллельная организация производства позволяет запускать в обработку и передавать на следующую операцию предметы труда без какой-либо задержки, поштучно, по мере окончания обработки данной детали на данном станке. Гибкие формы позволяют быстро переналаживать производство на изготовление других деталей, блочно-модульные- концентрировать на отдельном производственном участке весь комплекс технологического оборудования.

^ Методы организации производства представляют собой совокупность способов, приемов и правил оптимального сочетания основных элементов производственного процесса в пространстве и во времени на всех стадиях производства. Различают следующие методы организации:


149.Производственная структура предприятия, его инфраструктура

Производственная структура предприятия - это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект. Типичная производственная структура предприятия выглядит следующим образом:



Структура предприятия определяется следующими основными факторами:


Производственная структура включает следующие понятия:




9532165491843458.html
9532269755143513.html
9532354465154746.html
9532516224768676.html
9532685770726706.html