Глава 3 - Кавеидиш Р. К 12 Черная магия / Пер с англ. А. Блейз

Глава 3


^ КАББАЛА И ИМЕНА СИЛЫ


Каббала - это свод оккультных знаний, первоначально сложившийся в. среде

евреев, но с энтузиазмом воспринятый и эзотериками нееврейского

происхождения (начиная с XV века). Заметное влияние Каббалы испытали Леви,

Мазере и Кроули. Современных оккультистов привлекает древность и

таинственность Каббалы, а также тот факт, что в ней заключены великие

магические принципы. Эти принципы гласят, что вселенная - это единое

целое, подобное человеческому организму; что структура ее тесно связана с

числами и планетами; что человек- это Бог и вселенная в миниатюре и что

человек способен развивать в себе божественное начало до-тех пор пока не

овладеет веем миром и не превратится в Бога. Многие элементы

каббалистического учения загадочны и туманны, поэтому трудно что-либо

сказать о нем без чрезмерных упрощений. Каббала - это "хокма нистара",

"тайная мудрость", которую мудрецы якобы передавали из поколения в

поколение со времен патриарха Авраама, которому, в свою очередь, ее открыл

сам Господь Современные каббалисты говорят, что- в записанных и

опубликованных каббалистических текстах не содержатся, самые важные тайны

Каббалы: последние открываются лишь тем, кто достоин их, - либо в устной

форме, либо в виде древних рукописей, которых никогда не касалась рука

непосвященного. К счастью, комментарии современных оккультистов проливают

некоторый свет на эти глубинные тайны. Помимо этих комментариев,

каббалистическое учение состоит из множества текстов, созданных различными

анонимными авторами. Главные из них - это "Сефер Йецира" ("Книга

Творения") на древнееврейском языке, которая, по-видимому,

была написана в Вавилонии между III и VI веками н. э.; и "Зогар" ("Сефер

ха - Зогар" - "Книга Сияния") на арамейском языке, основная часть которой

была создана в Испании вскоре после 1275 года и, вероятно, принадлежит

перу каббалиста и ученого Моисея Леонского (Моше де Леона). Многие из

базовых каббалистических идей присутствуют также в гностицизме - учении,

развивавшемся приблизительно в то же время и в тех же районах (в странах

Восточного Средиземноморья, примерно во времена Христа). Как гностицизм,

так и каббала придают особое значение познанию. Оба; учения претендуют на

обладание гнозисом - знанием! Бога. Это знание достигается не рациональным

анализом и не спорами о природе Бога: то и другое бесполезно. Знание Бога

обретается при непосредственном божественном вдохновении или посредством

священных преданий, созданных под влиянием божественного вдохновения.

Благодаря этому знанию приобретший его человек преображается и восходит к.

участию в божественном бытии: знать Бога означает быть Богом. Избранный -

это не тот, кто ведет праведную жизнь, а тот, кто просветлен, кто обладает

знанием о божестве. Грех, отделяющий человека от Бога, состоит не в

каких-либо отступлениях от норм морали, а в невежестве. Учение о гнозисе -

одна из основополагающих идей оккультизма. Она объясняет то презрение к

нравственным условностям, которое проявляли многие гностики и каббалисты,

а также, как это ни странно, служит причиной гностической и

каббалистической страсти к классификациям, которые представляют собой

попытку вписать все свойства Бога и мира в некую логически стройную схему.

Так как знание - это ключ к Божественному, то высшее знание должно дать

ответы на все вопросы. Но для этого необходим разум, рассудок. Начав с

отказа от рационального рассуждения о Боге, каббалисты приходят к мысли,

что знание Бога невозможно ни понять, ни передать другим без помощи

рассудка. То, что является совершенно иррациональным и беспорядочным,

непостижимо и необъяснимо, и, вопреки первоначальному отказу от рассудка,

каббалист в своей жажде познания приходит к жестко рациональной схеме Бога

и мира.


^ 1. СИЯЮЩИЕ СВЕТЫ


В этой книге говорится о Сефирот и Путях, о Духах и Заклинаниях, о Богах,

Сферах, Планах и многих других предметах, которые могут существовать, а

могут и не существовать. Неважно, существуют они или нет. Определенные

действия влекут за собой определенные результаты; однако настоятельно

предостерегаем ученика от всяких попыток приписывать этим результатам

какую-либо объективную реальность или философскую значимость. Алистер

Кроули. Магия - в теории или практике

Каббалисты, как и гностики, стремятся ответить на вопросы, с которыми

сталкивается любой религиозный мыслитель. Если Бог благ, то почему в мире,

сотворенном Богом, существует зло? Если Бог милосерден, то почему жизнь

полна страданий и боли? Если Бог вечен и не ведает границ, то в чем

состоит связь между Богом и конечным, ограниченным в пространстве и во

времени миром? Бог по определению непостижим, ибо безграничен, а быть

постижимым означает быть ограниченным; но как же тогда человек может

познать Бога? На эти вопросы Каббала дает два ответа. Первый ответ

заключается в том, что Бог - это сумма всех вещей. Всякая идея внутренне

противоречива, и Бог, будучи суммой всех идей, заключает в себе все

противоречия. Бог одновременно добр и зол, милосерден и жесток,

беспределен и ограничен, непостижим и постижим; все эти противоположности

объединены в великом целом, которое и есть Бог. Второй ответ состоит в

том, что связь между Богом и миром не является непосредственной.

Представим себе, что Бог - это зеркало, отражающее яркий свет. Этот свет

падает на поверхность второго зеркала, которое отражает его в третьем

зеркале, третье - в четвертом, и так далее. Отражаясь от очередного

зеркала, свет теряет частицу своего первоначального чистого блеска, и до

покрытой трещинами и налетом "зеркальной поверхности" нашего конечного,

бренного, пронизанного злом мира доходит лишь тусклый отблеск. Вначале

существовали только Бог и ничто. Затем в ничто проникла эманация Бога

(которую часто описывают как свет). От нее произошел еще ряд эманации. В

общей сложности их было десять, и в каждой следующей эманации содержалось

все меньше и меньше божественной субстанции. Эти десять эманации называют

сефирот (множественное число от древнееврейского "сефира"), что означает

"счисления" или "категории". В книге "Зогар" характерным для

каббалистических текстов запутанным и парадоксальным языком поясняется:

"Древний из Древних, Непознанный из Непознанных имел форму и не имел

формы. Он имел форму, посредством которой сохраняется мир, и не имел

формы, ибо он непостижим. Сперва приняв форму Когда душа только покидает

Бога и движется к Земле через небесные сферы, по дороге она принимает

свойства каждой из сфер по очереди. Например, в сфере Марса она получает

отвагу и свирепость, а в сфере Венеры - способность любить. Эти качества

постепенно окутывают душу концентрическими слоями, последним из которых

становится физическое тело. В результате душа становится похожей на

луковицу, покрытую несколькими оболочками, уподобляясь луковицеобразному

космосу (только оболочки души располагаются в обратном порядке по

сравнению с космическими оболочками Земли). Когда человек умирает, душа

сбрасывает эти оболочки: сначала - физическое тело, а затем, восходя через

небесные сферы к Богу, - и другие слои, один за другим. В Каббале также

принято учение о нисхождении и восхождении души через космические сферы,

хотя здесь насчитывается не девять сфер, а десять, ибо каббалисты испытали

влияние пифагорейской мысли. Земле тоже соответствует отдельная сфера -

последняя из сефирот. Над ней располагаются семь сефирот, соответствующие

семи планетам, а еще выше - две сефирот, соответствующие сфере неподвижных

звезд и Перводвигателю. Человек соединяется с Богом, поднявшись вверх по

лестнице сефирот и достигнув их источника. Каждую сефиру сторожат ангелы,

принадлежащие к одному из ангельских чинов; эти стражи пытаются остановить

душу в ее восхождении и отправить ее обратно на Землю. Кроме того, в

низших сферах обитает множество злобных существ, подстерегающих

невежественные и беспечные души. Многие каббалисты вели праведную и

безгрешную жизнь, но в жилах каббалистического учения струится языческая

кровь чародейства и магии. Одно из основных положений Каббалы состоит в

том, что смерть не является обязательным условием для восхождения души к

Богу. Душа способна взойти по лестнице сефирот, оставаясь в физическом

теле, и человек может стать земным Богом. Десять сефирот - это великие

силы, движущие вселенную и человека. Поднимаясь от одной сферы к другой,

маг познает и подчиняет себе могущественную энергию каждой сефиры.

Крещеный еврей Паоло Риччи, в 1521 году ставший профессором

древнегреческого и древнееврейского языков в университете Павии,

утверждал, что в учении Каббалы "перечисляется множество священных имен,

которые следует призывать, и множество различных телодвижений В оккультных

обществах, обучающих своих членов методам восхождения через сферы, часто

принимаются десять разрядов, или ступеней посвящения, соответствующие

десяти сефирот. В обществах А . А Алистера Кроули ученик начинал со

ступени Неофита (десятая сефира, сфера Земли). Далее следовала ступень

Ревнителя (девятая сефира, сфера Луны), на которой следовало достичь

мастерства в определенных практиках, похожих на йогические. На ступени

Практика (восьмая сефира, сфера Меркурия) ученик завершал интеллектуальную

подготовку и изучал Каббалу; на ступени Философа (седьмая сефира, сфера

Венеры) - завершал нравственную подготовку и проходил испытание на

"преданность Ордену". На ступени Младшего Адепта (шестая сефира, сфера

Солнца) ученик овладевал обрядом "Достижения Знания и Собеседования со

Священным Ангелом-Хранителем" - ритуалом сексуальной магии **, которому

Алистер Кроули придавал огромное значение. На ступени Старшего Адепта

(пятая сефира, сфера Марса) посвященный осваивал практическую магию,

включая такие "мелочи", как добыча желаемых предметов ("золота, книг,

женщин и тому подобного"), открывание запертых дверей, нахождение сокровищ

и призвание на помощь вооруженных людей. (По этому поводу Кроули бодро

замечает: "Мораль: стань Старшим Адептом!") Кроме того, Старший Адепт

должен был руководить членами ордена, находившимися на более низких

ступенях, "уравновешивая энергичность и инициативу таким образом, чтобы не

возникало ни разногласий, ни жалоб; с этой целью ему следует применить

формулу, именуемую "Зверь, соединенный с Женщиной"...". На следующей

ступени - Свободного Адепта (четвертая сефира, сфера Юпитера) -

посвященный "овладевает всеми этими предметами в совершенстве". Теперь он

либо становится Братом Пути Левой Руки, либо пересекает Пропасть,

разделяющую человеческое и божественное, дабы достичь трех высших сефирот

и стать Магистром Храма (третья сефира, сфера Сатурна), который

"возделывает сад" своих учеников и обретает совершенное понимание

вселенной. Маг (вторая сефира, сфера неподвижных звезд) "достигает

мудрости, провозглашает свой закон и становится Мастером всей Магии в

величайшем и высочайшем смысле этого слова". И, наконец, Ипсиссимус

(первая сефира, сфера Бога) "превыше всего этого и недоступен пониманию

тех, кто находится на низших ступенях". Он "полностью свободен от любых

ограничений и живет в природе всех вещей, не делая между ними ни

количественных, ни качественных различий *".

"Десять - это число невыразимых Сефирот, - говорится в книге "Сефер

Йецира", - десять, а не девять, десять, а не одиннадцать. Пойми эту

мудрость и будь мудр в понимании... Десять невыразимых Сефирот связаны с

десятью обширными областями; изначально безграничны и бесконечны; бездна

добра и зла". Сефирот насчитывается именно десять, а не девять и не

одиннадцать, потому, что это -числа от 1 до 10, базовые числа

пифагорейцев, лежащие в основе всех вещей. "Десять обширных областей" -

это области вселенной, над которыми властвуют силы сефирот. Сефирот обычно

изображают на диаграмме, называемой Древом Жизни. Это - схема

мироустройства и иллюстрация фундаментального единства вселенной. Древо

Жизни простирает ветви над всем творением и


Древо Жизни


примиряет все разнообразие в единстве, ибо хотя ветвей много, но Древо

одно, и все вещи и явления во вселенной - это листья, побеги и ветви,

связанные в единое целое. Древо Жизни - это модель Бога, вселенной и

человека. Это классификация, охватывающая все на свете: нет ничего такого,

что нельзя было бы поместить в одну из десяти сефирот - категорий. Древо

состоит из трех треугольников; десятая сефира, Малькут, стоит особняком и

располагается внизу. В каждом треугольнике содержатся две противоположные

друг другу силы и третья сила, уравновешивающая и примиряющая эти полюса.

Сефирот располагаются на Древе справа налево, поскольку именно справа

налево положено писать на древнееврейском языке. Сефирот, расположенные в

правой части Древа, - мужские и позитивные, в левой - женские и

негативные, а в средней -двуполые, примиряющие в себе противоположности.

Каббалистическое Древо Жизни не во всем четко укладывается в

астрологические и нумерологические представления. Сферы Сатурна, Марса и

Меркурия считаются здесь женскими, а сфера Венеры - мужской. В некоторых

случаях номер сефиры соответствует стандартному нумерологическому значению

этого числа, но не всегда. Иногда Древо Жизни изображают в виде

человеческого тела: верхний треугольник - голова, средний - туловище и

руки, нижний - половые органы и ноги. Такой вариант изображения основан на

аналогии между человеком и Богом. Сефирот - это этапы процесса сотворения

вселенной Богом. Если Бог - это великое подобие человека, то процесс

творения мира должен быть подобен творческому процессу человека. Верхний

треугольник Древа символизирует оплодотворение женщины мужчиной и

зарождение новой жизни - ребенка или вселенной. Средний треугольник

представляет воспитание ребенка отцом и матерью в детстве и отрочестве.

Нижний треугольник олицетворяет ребенка, ставшего взрослым, или вселенную

как законченное творение. Система соответствий, значительно расширенная в

трудах Макгрегора Мазерса и Алистера Кроули, определяет "десять обширных

областей", находящихся под властью десяти сефирот. Некоторые из этих

соответствий показаны в таблице на рис. 2. Сюда включены мифические

животные и боги древности, ибо они существуют в человеческом сознании, а

следовательно, и в "сознании" вселенной. Верхний треугольник Древа Жизни

символизирует творческие силы Бога и вселенной. Кетер, первая эманация, -

это сила Бога как Перводвигателя, Первопричины, Единого. Ее охраняют

"четыре животных" из 1-й главы Книги пророка Иезекииля, облик которых "как

у человека". Магический образ этой сефиры (мысленная картина, на которой

каббалист сосредотачивается во время медитации) - бородатый старик,

видимый в профиль. Олицетворения сефиры Кетер в античной мифологии - Зевс

и Юпитер, верховные боги Древней Греции и Рима. Ее символы - царский

венец, или корона, а также точка, означающая единицу. Душа, способная

достичь этой сферы, соединяется с Богом.


Сефирот


Планеты


Ангелы-хранители


Существа, реальные и вымышленные


Греческие и римские боги


Магический образ


1. Кетер

-

"Четыре животных"

Бог

Зевс, Юпитер

Старый бородатый царь


2. Хокма


-

Офаним

Мужчина

Уран

Бородатый мужчина


3. Бина


Сатурн

Арелим

Женщина

Кибела, Рея, Юнона, Геката


Зрелая женщина


4. Хесед


Юпитер

Хашмалим

Единорог

Посейдон, Юпитер

Могущественный царь на троне


5. Гебура


Марс

Серафимы

Василиск

Арес, Гадес, Марс

Воин на колеснице

6. Тиферет

Солнце

Шинаним

Лев, феникс, дитя

Аполлон, Адонис

Величественный король; дитя, принесенное в жертву


7. Нецах


Венера

Тарсишим

Рысь

Афродита, Венера

Прекрасная обнаженная женщина


8. Ход


Меркурий

Беней Элохим

Две змеи

Гермес, Меркурий

Гермафродит


9. Йесод


Луна

Ишим

Слон

Диана

Прекрасный обнаженный мужчина

10. Малькут

Земля

Херувимы

Сфинкс

Деметра, Церера, Персефона


Молодая женщина с короной на голове, восседающая на троне


Рис. 2. Система соответствий сефирота


Бог заключает в себе две великие противоположные друг другу силы, или два

принципа - активный и пассивный. Они воплощены в двух следующих сефирот, в

Отце и Матери вселенной. Хокма (вторая, мужская сефира) - это активный

принцип, сила, стоящая за всем позитивным, динамичным, мужским. Она

является причиной всякой деятельности и управляет ростом, эволюцией,

переменами и движением. Поэтому ее ангелы - Колеса Иезекииля, которые

вечно движутся "на четыре свои стороны" и в которых заключен "дух жизни

*". Хокма соответствует живительному Духу Божиему, который носился над

водами в начале Книги Бытие, и Логосу из Евангелия от Иоанна, творящему

Слову, которым Бог создает мир. Это Мудрость Божия - активная, творческая

мысль Бога. В оккультизме постоянно проводится параллель между

интеллектуальным творчеством и продолжением рода. Эта параллель отражена и

в языке: недаром слова "гений" и "гениталии" происходят от одного корня.

Символы Хокмы обладают фаллической природой: собственно фаллос, башня и

прямая линия, которая также служит символом числа 2, соединяя две точки. В

древнегреческой мифологии в роли мудрого бога, оплодотворявшего Землю,

выступает Уран - бог неба, отец Природы и людей. Противоположная Хокме

сефира Бина (третья, женская) воплощает пассивный принцип. Ее называют

также Матерью, Престолом и Великим Морем. Хокма производит действие, а

Бина испытывает действие; Хокма проявляет инициативу, а Бина отвечает.

Хокма - это активная Мудрость, а Бина - пассивное Понимание. Хокма -

животворный Дух, а Бина - воды хаоса, которые до поры до времени

безжизненны, но, будучи оплодотворены, порождают мир и все, что в нем

есть. Бина символизирует все негативное, податливое, женское; все, что

является скорее потенциальным, чем актуальным. Ее символы обладают

природой женской сексуальности: это влагалище, чаша, круг, овал и ромб.

Божества Бины - богини-матери, в том числе и зловещая Геката,

покровительница ведьмовства и чародейства. Вина - это принцип инерции и

постоянства; утверждают, что под ее влиянием находится все, что остается

стабильным и неизменным. Многие гностики считали, что Единое становится

Двоицей благодаря мышлению, в результате которого появляются Ум и Мысль.

Мысль была первой эманацией Бога и матерью всех вещей. В Каббале же Мысль

разделена надвое - на активную Мудрость и пассивное Понимание, союз которых

лежит в основании всей вселенной. Все прочие сефирот - порождения союза

Хокмы и Бины, а это означает, что все в мире происходит от взаимодействия

активного и пассивного, позитивного и негативного.

Известная английская специалистка в области Каббалы Дион Форчун пишет, что

"все покоится на принципе стимуляции инертной, но заключающей в себе все

потенциальные возможности познанию; это - один из важнейших элементов в

мистериях *".

Во всех женских сефирот, расположенных в левой части Древа Жизни,

благоприятные свойства сочетаются с откровенно зловещими и несчастливыми.


9510815377457603.html
9510868756762346.html
9511012710306914.html
9511206378434024.html
9511266112326023.html