Московский комитет образования - страница 28

Приложения

профильно-универсального, а в перспективе - универсально-профильного, т.е. предполагающего профилизацию на старшей ступени обучения на базе универсального содержания образования путем углубления понимания избранной области знаний и развития склонностей и интересов;

ориентированного на учащихся с повышенной мотивацией к учению, т.е. стимулирующего активность учеников в овладении приемами учения, включая учебное исследование, формирующего устойчивые навыки умственного труда, осознанное владение интеллектуальными умениями; на начальном этапе гимназического обучения такая мотивация достигается влиянием семей, сохранив­ших образовательную традицию и осознающих самоценность образования.

Для реализации задач гимназического образования в учебном плане предлагается выделить дополнительные часы: для изучения языков (русского, иностранных) и математики как языка.

Таким образом, языковой блок в содержании гимназического образования представляется расширенным по сравнению с общеоб­разовательной школой, что дает возможность усилить внимание к иностранному языку, вводить изучение двух иностранных языков.

Увеличение времени на изучение математики как языка в основной школе преследует цель создания базы для профильного обучения на последующей ступени.

С 9 класса осуществляется переход к профильному обучению. В старшей школе предусматривается возможность для обеспечения профильного обучения без уменьшения универсальной составляющей. С 5 по 11 класс гимназии учитывается целесообразность деления классов на три подгруппы при изучении иностранного языка.

Начиная с 6 класса, часть учебных часов при изучении русского языка и математики предполагается проводить в 2-х подгруппах.

Кроме того, предусмотрена возможность деления классов на 2 подгруппы при изучении компьютерной грамоты (информатики), физической культуры.

Обязательные занятия по выбору и факультативные занятия могут проводиться, как правило, в 3-х подгруппах. Это позволит на практике обеспечивать индивидуализацию обучения в гимназии.

Приложения

* * *

Представленные ниже варианты учебных планов для 5—11 классов гимназии педагогического профиля разработаны на основе базисного как модель обучения для 6-дневной учебной недели (с одним днем, относительно разгруженным от сложных занятий, предусматри­вающим смену организации образовательного процесса и несущим значительный развивающий потенциал).

Исходя из признания роли основной школы в формировании фундамента общеобразовательной подготовки учащихся, особое внимание уделяется на этой ступени полноценному представлению всех основных образовательных областей, обеспечению возможно больших возможностей для самореализации личности, прежде всего за счет выбора свободно изучаемых курсов, смены видов деятельности, использования интегративных подходов к изучению обязательных предметов, активного включения творческого начала в учебный

процесс.

Особое место на этой ступени обучения принадлежит 9 классу, где, с одной стороны, начинается профильное обучение, а с другой -завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы. В связи с этим в гимназии осуществляется постепенный переход к так называемому "гибкому" или "мягкому" профилированию с сохранением возможности перехода на иной профиль или вхождения в профильные подгруппы для тех учащихся, которые не прошли по конкурсу в избранный ими профильный класс (подгруппу). В связи с этим предусмотрено выделение дополнительных учебных часов на отдельные образовательные области из школьного (гимназического) компонента. В рамках образовательной области "Технология" в 9 классе учащимися изучается курс "Введение в методику научного исследования", призванный вооружить гимназистов азами исследовательской деятельности, которая затем может быть

продолжена в старшей школе.

Русский язык на этой ступени изучается прежде всего как государственный. В результате учащимся обеспечиваются условия для овладения навыками культуры поведения и общения в бытовой, учебной, официально-деловой и социо-культурной сферах; развитие познавательной культуры обучающихся, их языковых, интеллек­туальных способностей; практическое владение русским языком и сведениями о языке; овладение знаниями о культуре, истории,

Приложения

традициях русского народа; формирование общеучебных умений навыков в процессе изучения русского языка (работа с книгой словарем, аннотирование, конспектирование).

На данной ступени начинается (для ряда учащихся продолжается) обучение иностранному языку. Модель обучения иностранному языку в гимназии строится так, что к концу его учащиеся должны достигнуть не только базового уровня, выступающего как московский стандарт образования в области иностранных языков, но и повышенного уровня овладения языком. При составлении учебного плана учтено, что обучение языкам не может быть эффективным, если дети будут общаться с учителем, выступающим как носитель языка, реже трех раз в неделю.

С 7 класса вводится второй иностранный язык.

Содержание предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) на этой ступени обучения частично интегрированы с курсом "Естествознание-5—6", "Человек и общество" (8,9), а также частично с курсом физической культуры.

Образовательная область "Искусство" представлена предметами: "Изобразительное искусство", "Музыкальная культура" — в 5—7 классах, "Ритмика" - в 5 классе.

Образовательная область "Обществознание" в основной школе представлена следующими предметами: "История отечественная и зарубежная", "Введение в обществознание", рекомендованными МО РФ, РАО. На базе последнего в гимназии при непосредственном участии авторов учебного пособия, вошедшего в Федеральный комплект, и при постоянном авторском надзоре проходит апробацию пособие, одобренное Экспертным советом МО РФ для гимназий, лицеев и классов с углубленным обучением социально-гуманитарным дисциплинам. В связи с этим в 8—9 классах увеличено количество учебного времени на изучение обществоведческих курсов, что позволяет активно использовать практический, деятельностный потенциал обществознания.

Образовательную область "Естествознание" составляют интегри­рованный курс "Естествознание" в 5 классе, курсы биологии, географии - с 6 класса, физики и астрономии - с 7 класса, химии - с 8 класса.

Приложения

Содержание образовательной области "Технология" включает подготовку и осуществление практической деятельности учащихся, направленной на приобретение основных умений допрофессиональной педагогической работы, включая рефлексию собственной учебной деятельности, развитие познавательных процессов, овладение разно­образными способами компетентного взаимодействия в системе "Человек-человек", знакомство с основами информационных технологий.

Математика на ступени основной школы изучается с учетом того, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира, пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных. Став языком науки и техники, математика все шире проникает и в повседневную жизнь, и в обиходный язык. Грамотное владение математическим языком существенно расширяет коммуникативные возможности современного образованного человека. Математическая подготовка гимназистов призвана содействовать развитию математического мышления. Ей принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать точно и конструировать новые подходы. В ходе решения задач, основной учебной деятельности на уроках математики, развивается творческая и прикладная стороны мышления.

Курс информатики в гимназии строится как языковой, позво­ляющий овладеть еще одним видом языка - искусственными языками информационных технологий. Компьютер помогает расширить познавательные возможности учащихся, облегчить понимание некоторых закономерностей работы с информацией.

Гимназический компонент на этой ступени включает дополнитель­ные часы на русский и иностранный языки (всего — в сумме за 5—9 класс — 26 часов), искусство (1 час), математику и информатику как языки (3 часа), обществознание (2 часа), естествознание (7 часов), обязательные занятия по выбору учащихся и педагогическую технологию (10 часов). В 9 классе 2 часа дополнительно выделяются для обеспечения предметной профильности. (Подробнее см. выше).

Приложения

Старшая школа

Эта ступень гимназического образования призвана обеспечить профильное обучение на базе универсального, с учетом потребностей склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся.

В соответствии с рекомендациями Московского базисного учебного плана непрофилирующие дисциплины представлены в объеме не меньше минимального. За счет добавления, в том числе из школьного (гимназического) компонента, к часам, отводимым на соответствующие образовательные области, учащимся представляется возможность получить профильный уровень подготовки в рамках многопрофильных классов.

Русский язык и литература изучается как базовый (непрофильный) предмет во всех подгруппах, кроме гуманитарной. В профильной подгруппе количество учебных часов на эти предметы увеличено на 2 часа, кроме того этот уровень усилен и дополнен специальными курсами.

На старшей ступени обучения в гимназии продолжается изучение иностранного языка (второй язык — в выпускном классе по желанию учащихся).

Содержание предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) на этой ступени интегрируется с курсами физической культуры, обществознания, естественных дисциплин.

Образовательная область "Искусство" представлена в вариативной части учебного плана в виде специальных курсов.

Образовательную область "Обществознание" составляют в непро­фильных подгруппах общеобразовательные курсы истории и обществознания ("Человек и общество"). В гуманитарной подгруппе эта область, помимо увеличения часов на курс истории, дополнена изучением исторического страноведения и специальных курсов. Профиль социолого-психолого-педагогический получает дополнитель­ные часы на изучение основ социологии, социальной психологии, правовых основ образования.

Образовательная область "Естествознание" представлена тради­ционным набором профильных и непрофильных (в зависимости от подгруппы) предметов: биология и география — в 10-м, физика, химия

Приложения

— в 10—11 классах. Профильная подготовка предполагает увеличение количества часов на физику в физико-математической подгруппе; на биологию, географию и химию - в естественном профиле, а также спецкурсы и специальные занятия в учебно-исследовательских мастер­ских в рамках профильного обучения. В данных учебных планах имеется увеличение количества учебных часов относительно базисного в связи с переходным состоянием учебно-методической базы по предметам данной образовательной области.

Математика на старшей ступени во всех непрофильных подгруппах изучается в объеме, позволяющем совершенствовать владение математическим аппаратом. Каждому человеку, имеющему полное среднее образование, в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках нужные формулы, владеть практи­ческими приемами геометрических построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий и уметь оценить вероятность наступ­ления того или иного исхода, составлять несложные алгоритмы. Кроме того, профильная подготовка по математике ориентирована не только на требования математических факультетов педвуза, но и на специальности, связанные с математикой (физика, психология, социология, информатика).

Курс информатики изучается как элемент технологии во всех профильных подгруппах и отдельно (как часть профильного обучения) в физико-математической подгруппе. Для желающих предлагается дополнительный спецкурс по информационным технологиям.

Специфика подготовки гимназистов по образовательной области "Технология" в старшей школе предполагает, что в рамках специально организованных занятий мастерских в малых группах под руко­водством педагогов и специалистов высшей квалификации осущест­вляется выполнение учебного исследования по любому из профильных предметов с элементами педагогической практики, его описание с применением информационных технологий и публичную защиту на экзамене.

Приложения

Общая схема учебного класса Московской городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505

^ Основная школа



Классы

5

6

7

8

9

Базовый компонент

28

29

31

30

30

в т.ч. инвариантная часть

25

26

27

26

27

вариативная обязательная (гимназическая) часть

3

3

4

4

3

в т.ч. языки (русский, иностранный)

2

3

4

4

3

искусство

1

-

-

-

-

Школьный(гимназический) компонент

4

4

4

5

6

в т.ч. математика, информ.

1

2

-

-

-

обществознание

-

-

-

1

1

естествознание

-

-

2

3

2

Обязательные занятия по выбору учащихся и лед. технологии Предметный профиль

3

2

2

1

2 2

Предельная нагрузка учащихся

32

33

35

35

36(+2)

^ Старшая школа



Классы

10

11




Ф-М

Гум

Б-Х

СП

Ф-М

Гум

Б-Х

СП

Базовый компонент

19

19

19

19

19

19

19

19

Инвариантный (гимназический)

























компонент

1

1

1

1

1

1

1

1

в т.ч. русский язык

6

6

6

6

4

4

4

4

иностранные языки

























Вариативная обязательная

























(гимназическая) часть

























в т.ч. предм. проф.

4

4

4

4

4

4

4

4

обществознание

1

1

1

1

1

1

1

1

математика,

























информатика

1

1

1

1

1

1

1

1

естествознание

5

5

5

5

5

5

5

5

Предельная нагрузка учащихся

36

36

36

36

36

36

36

36

Приложения Учебный план 5 класса



Содержание образования

Учебный предмет

Количество занятий в составе

Всего

класса

подгрупп 123

1. Русский язык и литература

1. Русский язык, в т.ч. стилистика и культура речи 2. Литература

3 3

2+2

5 3

2. Иностранные языки

3. Английский язык




5+5+5

5

3. Искусство

4. Начальная подготовка к восприятию изящных искусств 5. Ритмика




2+2 1+1

2

1

4. Обществознание, ОБЖ

6. История

2




2

5. Естествознание, ОБЖ

7. Естествознание

2




2

6. Математика, информатика

8. Математика

5




5

7. Физическая культу­ра и ОБЖ

9. Физическая культура и ОБЖ




2+2

2

8. Технология, информатика

10. Компьютерная грамотность 11. Развитие познава­тельных процессов




1+1 2+2+2

1 2

9. Обязательные заня­тия по выбору

12. Элективные курсы




2+2+2+2+2

2

ИТОГО

12

15

17

32

Приложения

Учебный план 6 класса

Приложения

Учебный план 7 класса




Содержание образования

Учебный предмет

Количество занятий в составе

Всего

класса

подгрупп

1. Русский язык и литература

1. Русский язык и словесность 2. Литература отечеств, и зарубежная

3 3

2+2

8

2. Иностранные языки

3. Английский язык




5+5+5

5

3. Обществознание, ОБЖ

4. История отечествен­ная и зарубежная

2




2

4. Естествознание

5. Естествознание

3

-

3

5. Математика, информатика

6. Математика 7. Компьютерная грамотность

4

2+2 1+1

7

6. Искусство

8. Музыкальная культура 9. Изобразительное искусство

-

1+1 1+1

2

7. Физическая культура, ОБЖ

10. Физическая культура




2+2

2

8. Технологии и обяза­тельные занятия по выбору

1 1 . Педагогическая технология 12. Спецкурсы педагоги­ческой направленности

-

2+2+2 2+2+2

4

ИТОГО

12

15

18

33




Содержание образования

Учебный предмет

Соличество занятий в составе

Всего

класса

подгрупп

1. Русский язык и литература

1. Русский язык и словесность 2. Литература отечеств, и зарубежная

2 3

2+2

7

2. Иностранные языки

3. Английский язык 4. Второй язык




5+5+5 2+2+2

7

3. Обществознание, ОБЖ

5. История отечествен­ная и зарубежная

2

_

2

4. Естествознание

6. Физика 7. География 8. Биология

2 2

2+2

6

5. Математика, информатика

9. Математика 10. Компьютерная грамотность

3

2+2 1+1

6

6. Искусство

11. Музыкальная культура 12. Изобразительное искусство

1 1




2

7. Физическая культура и ОБЖ

13. Физическая культура




2+2

2

8. Технологии и обяза­тельные курсы по выбору

14. Педагогическая технология 15. Элективные курсы

-

1+1 2+2+2

4

ИТОГО

15

16

19

35

Приложения

Учебный план 8 класса



Содержание образования

Учебный предмет

Количество занятий в составе

Всего

класса

подгрупп

1. Русский язык и литература

1. Русский язык и словесность 2. Литература отечеств, и зарубежная

2 3

1+1

6

2. Иностранные языки

3. Английский язык 4. Второй язык




5+5+5 2+2+2

7

3. Обществознание, ОБЖ

5. История отечествен­ная и зарубежная 6. Обществознание

2 2




4

4. Естествознание

7. Физика 8. География 9. Биология и экология 10. Химия

2 2 2 2




8

5. Математика, информатика

И. Математика 12. ИВТ

2

2+2 1+1

5

6. Физическая культура ОБЖ

13. Физическая культура




2+2

2

8. Технология, инфор­матика и обязательные курсы по выбору

14. Основы пед. мастерства 15. Элективные курсы




1+1 2+2+2

3

ИТОГО

15

19

16

35

Приложения

Учебный план 9 класса многопрофильный



Содержание образования

Учебный предмет

Количество занятий в составе

Всего

класса

подгрупп 123

1. Языки и литература

1. Русский язык и словесность 2. Литература отечеств, и зарубежная




3+3 433

7/6

2. Иностранные языки

3. Английский язык 4. Второй язык




444 222

6

3. Обществознание, ОБЖ

5. История 6. Обществознание

2 2

2 1 1

6/5/5

4. Естествознание, ОБЖ

7. Физика 8. Химия 9. Биология 10. География

2 2 2 2

1 2 1 1 1

8/9/8

6. Математика, информатика

11. Математика (алгебра) 12. Геометрия

2

1 2 2+2

5/6/5

7. Физкультура, ОБЖ

13. Физическая культура и ОБЖ




2+2

2

8. Технология, инфор­матика и обязательные курсы по выбору

14. Педагогика 15. Введение в методику научного исследования 16. ИВТ 17. Спецкурсы

1

1+1 1+1 1+1+1

4

ИТОГО

17

15

23

36(+2)

Приложения

Учебный план 9 класса

многопрофильный (биолого-химический, психолого-педагогический)

Приложения


9499899287477221.html
9500012494397975.html
9500127989104755.html
9500240491867452.html
9500294279943017.html