4.1.2. Рынок оптовой реализации моторного топлива (общие аспекты) - Федеральная антимонопольная служба доклад о...

^ 4.1.2. Рынок оптовой реализации моторного топлива (общие аспекты)

Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению – моторное топливо и предназначены для использования в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания (далее – ДВС). Вместе с тем бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают взаимозаменяемость их применения как моторных топлив.

Бензины предназначены для поршневых ДВС с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТы определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002). Дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизели). ГОСТы определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82).

Рынки автомобильных бензинов и дизельного топлива в качестве моторных топлив имеют общие и частные особенности.

В данном исследовании видом рынка является оптовая реализация предприятиями – производителями моторного топлива в разрезе конкретных товаров: автомобильных бензинов и дизельного топлива.

Нормативный акт, регулирующий розничную продажу автомобильных бензинов и дизельного топлива (Правила технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 г. № 229), устанавливает, что нерасфасованные нефтепродукты отпускаются в баки автотранспортных средств и тару потребителей исключительно через топливо- и маслораздаточные колонки (пункт 2.1), а топливораздаточные колонки предназначены для измерения объема и выдачи нефтепродуктов при заправке транспортных средств и в тару потребителя (пункт 6.1).

Покупатели - перепродавцы моторных топлив осуществляют розничную торговлю ими на автозаправочных станциях в соответствии с указанными Правилами путем отпуска в баки автотранспортных средств и тару розничных потребителей.

Анализ условий и способа оптовой продажи моторных топлив, проведенный на основе условий договоров, представленных ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК – ВР Холдинг», ОАО «АК «Башнефть» и предметом которых является поставка автомобильных бензинов, свидетельствует о том, что договора и приложения, являющиеся их неотъемлемой частью, предусматривают:

- отгрузку нефтепродуктов грузополучателям с нефтеперерабатывающего завода;

- доставку нефтепродуктов водным, трубопроводным, железнодорожным, автомобильным транспортом.

Нормативный акт, регулирующий данную деятельность (Правила промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 29.05.2003г. № 44), требования которого распространяются на все действующие в Российской Федерации нефтегазоперерабатывающие производства (пункт 1.2), определяет слив и налив нефтепродуктов как специфические требования к отдельным технологическим процессам (пункт 3.16) и устанавливает при эксплуатации сливо-наливочных эстакад требование автоматизированного налива светлых нефтепродуктов (автомобильных бензинов) в железнодорожные и автомобильные цистерны.

Поставка трубопроводным транспортом, железнодорожным транспортом или автомобильной цистерной исключает отпуск бензина и/или дизельного топлива непосредственно в бак транспортного средства или иной техники, требующих по условиям эксплуатации использования моторного топлива определенной марки, что характерно именно для оптовой продажи (поставки).

Автомобильные бензины и дизельное топливо для применения в качестве моторного топлива определены как не имеющие заменителей в потреблении (указанные объемы несопоставимо выше по сравнению с иными областями применения, например, для бытовых нужд).

Географические границы рынка оптовой реализации моторного топлива (автомобильных бензинов и дизельного топлива) определены как территория формирования предложения и спроса, то есть расположения и деятельности нефтеперерабатывающих предприятий (НПЗ), входящих в группы лиц ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК – ВР Холдинг», ОАО «АК «Башнефть», и их основных покупателей, а именно территория Российской Федерации.

Оптовыми покупателями моторных топлив являются хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица - хозяйствующие субъекты, покупающие указанные товары для профессионального использования (транспортные предприятия, котельные и т. д.) или для перепродажи.

В процессе анализа выявлены барьеры входа на рассматриваемые рынки.

К экономическим ограничениям относятся:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

К административным ограничениям относятся необходимость получения лицензии, экологические ограничения, трудности в получении земельных участков и наличие среди действующих на рынке указанных моторных топлив вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов также приводит к созданию барьеров входа на рынок.

Анализ существующих экономических и иных барьеров входа на рынок с точки зрения возможности хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, расширит ь свои производственные мощности, а также возможности потенциального продавца стать полноценным участником рынка, соотношение первоначальных затрат, существующего спроса и сроков окупаемости капитальных вложений позволяет сделать вывод о том, что сроки входа на данные рынки исчисляются, по меньшей мере, несколькими годами и барьеры входа можно охарактеризовать как высокие или труднопреодолимые.

Наиболее значимыми барьерами входа на рынок являются первоначальные инвестиции, окупаемость инвестиций и минимально эффективный объем выпуска. Кроме того, выпуск, например, дизельного топливо должен сопровождаться переработкой тяжелых дистиллятов и наличием рынков сбыта данных продуктов.

Данный вывод подтверждается тем фактом, что за длительный период (более 10 лет) наблюдения антимонопольных органов за состоянием конкуренции на рынках моторных топлив на них не появилось новых хозяйствующих субъектов, обладающих сколько-нибудь заметной долей, а перераспределение долей если и происходит, то за счет взаимных поглощений или приобретения активов одними участниками рынка у других.


В настоящее время в России переработка нефти осуществляется на 27 НПЗ и более 200 мини-НПЗ. Значимым для распределения рыночных долей явилось бы строительство новым участником рынка новых мощностей по переработке нефти с целью производства моторных топлив. Создание мини-НПЗ фактически не окажет влияние на исследуемые рынки.

Действующие участники рынка осуществляют инвестиции в модернизацию оборудования, при этом не создается новых крупных предприятий. Исключение составляет инвестиционный проект ОАО «Татнефть» по созданию нового НПЗ, капиталовложения в строительство и запуск которого, по данным годового отчета компании, составят 2,8 млрд. долл., при этом предполагается, что максимальный годовой выпуск продукции составит 3,3 млрд. долл., период строительства - 3-5 лет. С учетом среднего показателя рентабельности производства и реализации нефтепродуктов - 22,5% (по данным Росстата) и уровня загруженности мощностей – 80%, минимальный срок окупаемости проекта составит 9,7 лет при неизменной конъюнктуре рынка нефтепродуктов.

Конъюнктура мирового рынка нефтепродуктов существенным образом зависит от ряда макроэкономических, институциональных и социальных факторов и является наименее прогнозируемой характеристикой, поэтому инвестиции входа на рынок связаны с высоким уровнем риска.

Наличие мощностей по переработке нефти является одним из основных условий обеспечения функционирования оптовых рынков нефтепродуктов в Российской Федерации. Поэтому весомым ограничением входа на рынок является доступ к основному сырью – нефти. Вертикально-интегрированные компании, осуществляющие не только переработку, но и добычу нефти, могут ограничить иным компаниям доступ к покупке нефти - основного сырья для производства нефтепродуктов.

Также барьером входа на рынок является ограниченное количество площадок под строительство новых НПЗ, зависящее от экологических и транспортных условий, необходимость осуществлять экспортные поставки нефтепродуктов и связанная с этим потребность в доступе к транспортной инфраструктуре.


9495547601927916.html
9495653763071138.html
9495733407567460.html
9495809865564076.html
9495951562702557.html